Дизайн-мышление в бизнесе крупнейшего производителя программного обеспечения SAP

Интервью. Мария Осеева, дизайн-мыслитель и менеджер-эксперт Университетского Альянса SAP по странам СНГ

The following two tabs change content below.
    Касаева Ирина

    Касаева Ирина

    24, октября 2014

    Дизайн-мышление придумали в Силиконовой долине, и Стэнфордский университет взял на себя труд адаптировать его для практической работы креативных команд. По сути, дизайн-мышление представляет собой методологию поиска эффективных, ориентированных на человека инноваций. Мария Осеева, дизайн-мыслитель и менеджер-эксперт Университетского Альянса SAP по странам СНГ рассказывает о том, как применяется ДМ в бизнесе.

    Photo by Pavel Potashnikov - www.potashnikov.com

    - Как возникло дизайн-мышление?
    Направление появилось в Силиконовой долине, США силами компании IDEO и тут же было подхвачено для развития университетом Стэнфорда где-то порядка десяти лет тому назад. Вполне логично, так как это время активного развития стартаперского движения в американских университетах. Ко всему прочему Стэнфорд тесно связан с Силиконовой долиной, кузницей огромного количества стартапов.

    Зачем? Дизайн-мышление – методология создания инноваций и поиска решений. Всегда не хватает идей. Посмотрите опросы, в которых человека спрашивают, готов ли он стать генератором идей. Очень мало тех, кто поднимет руку и скажет: «Я выдаю идеи «на гора». Но есть очень большое количество людей, которые готовы примкнуть к такой деятельности и которые готовы быть вагончиками, но не локомотивами, к сожалению. Дизайн-мышление создано для тех, кто из вагончиков стремятся стать локомотивом. Дизайн-мышление нужно как раз для того, чтобы мы не сидели и ждали, когда нам приснится таблица Менделеева или упадет яблоко на голову, а путем конкретных шагов пришли к инновационной идее.

    - Есть распространенное мнение, что идей довольно много, а вот хороших реализаций мало. Мало людей, которые могут довести идею до воплощения.
    Обратите внимание на речи глав крупных технологических компаний, они все стремятся дать пищу для размышлений, они сообщают много интересных и порой инновационных идей. И действительно мало людей, которые подхватывают и бегут реализовать. Это как мама-птичка, которая приносит пищу птенцам. Они ее разжевали и забыли.
    Здесь вот какой аспект. Если вы вложили труд в генерацию идеи, сами (!) ее выкристаллизовали, то вы к ней более привязаны, вы более расположены пойти за ней, набрать команду и попробовать ее реализовать. Креативные люди, которые являются по природе генераторами идей, много фонтанируют, но зачастую пассивны в подборе команды и других действиях. Люди, которые понимают, что генерация идей – это труд, и находят идею не спонтанно, а с помощью реальных шагов, более дисциплинированы и нацелены действовать.
    photo

    Фото c мастер-класса по дизайн-мышлению от SAP, состоявшегося в бизнес-инкубаторе ИТМО 1 октября 2014г.

    - Как так получилось, что SAP применяет активно методологию дизайн-мышления в своих бизнес-процессах? Почему именно дизайн-мышление?
    Это заслуга Хассо Платтнера, одного из 5 отцов-основателей SAP, выходцев из IBM. Хассо – единственный из «великолепной пятерки», кто и сейчас не отошел от дел. Он не принимает участие в управлении ежедневно, но постоянно осуществляет контроль за деятельностью и подсказывает направления развития. К счастью для нас, он очень любопытный, много путешествует и старается подбирать какие-то интересные методологии, теории.

    Так дизайн-мышление было подхвачено им в Стэнфорде. Он принес в Германию более-менее теоретизированную часть, поместил ее в институт Хассо Платтнера, создал D.School — школу дизайн-мышления в рамках этого института, которая занимается исключительно вопросами дизайн-мышления, а тестовой площадкой сделал свою любимую компанию.

    И это оказалось очень важным, поскольку, по большому счету, это разрыв шаблона. Одно дело, когда вы долго создаете продукт в надежде, что его кто-то купит, потом приходите к покупателю и говорите: «Смотри, что у меня есть». При этом вы затратили кучу сил и ресурсов. А человек говорит вам: «Ерунда! Это конечно все классно, но ты думал неправильно».
    Дизайн-мышление говорит действовать иначе. Мы приходим к человеку (или в компанию, поскольку работаем с бизнесом) и в процессе общения с ним выявляем его болевые точки. И только на основе его мнения, его позиции, мы предлагаем ему решение.
    Во-первых, это позволяет нам расширять свой бизнес, расширять взаимоотношения с конкретным клиентом. Клиент получает не стандартный пакет, а решение, настроенное под него, и это рождает близкие взаимоотношения. Во -вторых, мы создаем новые рынки и продукты, потому что мы определяем новую потребность и придумываем для нее новое решение.

    - Какие еще компании используют дизайн-мышление в своей деятельности?
    Компании Силиконовой долины, особенно если мы говорим о стартапах. На IT рынке среди крупных компаний я не слышала о том, чтобы кто-то еще активно использовал в своей работе дизайн-мышление, хотя могу просто и не знать. Есть разные интересные методологии. Например, в Intel продвигают ТРИЗ и технологическое предпринимательство. В Microsoft тоже много внимания уделяют технологическому предпринимательству. Эти методологии имеют свои отличия и пересечения с дизайн-мышлением.

    - Могли бы вы привести на конкретных проектах, как SAP применяет методологию дизайн-мышления в работе?
    Один из достаточно недавних примеров – сотрудничество с концерном Фольксваген по теме connected cars. Распространенная тенденция производителей автомобилей сделать машины умнее и, тем самым, функционально удобнее для владельца, предложить новый пользовательский опыт, например, чтобы облегчить парковку.
    sap_vw

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Еще Customer stories почитать можно здесь.

    - Методология дизайн-мышления является составляющей бизнес-процесса разработки продукта в SAP или она применяется только в некоторых процессах или даже как в примере с Volkswagen предоставляется на аутсорс?
    Нет, это точно не услуга на аутсорс. Применение ее имеет целевое назначение, а не на заказ. Все очень зависит от продукта. Стандартные продукты этого не требуют. Но есть технологии. Технологию нельзя просто взять и применить. Технологии дорабатываются для конкретной задачи в конкретной отрасли. Здесь много нюансов и дизайн-мышление имеет первостепенное значение, так как помогает понять, в каком ключе необходимо работать. Например, технология больших данных SAP HANA применяется для работы программы Oncolyzer, которая просчитывает вероятность возникновения рака у пациента. И та же самая технология, использовалась немецкой сборной по футболу для оценки действий игроков своей команды и команд конкурентов на последнем Чемпионате мира по футболу, который проходил в этом году в Бразилии. Технология одна, но задачи совершенно разные.

    - Как бы вы охарактеризовали методологию дизайн-мышления в двух предложениях?
    Говорите со своим потребителем, слушайте своего потребителя и привлекайте его к разработке продуктов. Заставляйте его думать за вас. Он знает, что ему нужно. Вам просто необходимо дать ему возможность помечтать и открыться.

    - Как организован процесс дизайн-мышления?
    Есть 6 ступеней дизайн – мышления:1

    В методологии подробно прописан каждый шаг и действия — от того, как пройти эти шаги до того, как вам этим пользоваться и что в итоге вы должны получить.

    - Сколько в среднем длится дизайн-проект?
    Все зависит от задачи. Создать нового робота – не то же самое, что создать мобильное приложение. Но стадии будут те же. У нас дизайн-проекты в зависимости от задачи длятся от 3 месяцев. При этом вы не работаете каждый день. Иначе замыливается взгляд. В SAP, если идет проект, выделяется 2 рабочих дня в неделю, одного, как правило, не достаточно, например, среда и четверг, полностью под дизайн-мышление. Сегодня, например, вы собрали новую информацию, завтра вы ее обсудили с коллегами и тем самым вы словно получили домашнее задание на грядущую среду. И на следующей встрече вы понимаете, идете ли вы дальше, или еще не все сделано, не вся информация получена. И продолжаете уже в четверг более обоснованно. Усредняя, на каждую ступень приходится порядка 2 недель, но чисто математически.

    - Дизайн-проект — это всегда командная работа?
    Всегда. Дизайн-мышление простроено на разноплановости мнений. Вы можете и сами пройти процесс генерации идей по методологии дизайн-мышления. Но вы по-прежнему будете пропускать всю информацию через призму собственного мнения. Насколько вы доверяете себе и готовы сделаться стать центром вселенной? Здесь скорее господствует подход – один в поле не воин. Возможно, какие-то стадии можно пройти самому. Но точно не стадию понимания – здесь необходим диапазон мнений. Пересечения и разногласия дают что-то новое. Обычное воспроизводство – все равно, что гидра, которая размножается почкованием. Вы получаете такую же гидру.

    - Дизайн-проект направляет коучер и его роль очень важна. Любой человек может стать коучером процесса дизайн-мышления или необходимо обладать определенными чертами характера?
    Во-первых, такой человек должен хорошо понимать ступени дизайн-мышления и ожидания от каждой. Также необходимо уметь слушать и слышать и мягко, но в тоже время настойчиво направлять команду и отдельных ее игроков. У каждого человека есть свое мнение и вам с этим придется иметь дело. Его необходимо учитывать и временами трансформировать, но не ломать ни в коем случае. И, наверное, коучеру должно быть и самому интересно. Он тоже должен мечтать вместе с командой и погружаться в проект. Чем-то это напоминает играющего тренера – вы выходите на поле со своей командой. Вы с мячом и в гуще событий, но не «перетягивая одеяло» на себя.

    - Откуда берутся инновации? В чем магия процесса?
    Должны быть цель и толика вдохновения. Можно скептически относиться к слоганам больших компаний, каждый из которых так или иначе имеет подоплеку «сделать мир лучше», но именно так и происходит. За счет инноваций мир становится ярче, удобнее, безопаснее и так далее – то есть лучше. Да, это не альтруистические побуждения, но и обмен «качество жизни – прибыль» здесь вполне логичный.
    Если вы хотите сделать чью-то жизнь лучше, понимаете, чью именно, испытываете симпатию и, главное, эмпатию, к этим людям, все вполне срастется и даже при целенаправленных усилиях разовьется в свой бизнес.

    - Бывает ли что дизайн-мышление не дает результата? Допустим, вы провели сессию по дизайн-мышлению, процесс прошел, а результата нет?
    Да, конечно. И это довольно распространенное явление. Могли привлечь не правильных людей, могли понять, что задача слишком сложная или пошли вразрез с «законами физики». Или вообще стало скучно. Горели, горели, горели и вдруг перегорели.
    Любая неудача – путь к удаче. Если после каждого этапа (как это предполагает дизайн-мышление) вы спокойно сели, оценили, в чем была проблема, честно признались себе, в чем ошиблись, значит, вы понимаете, что необходимо исправить, можете быстро вернуться назад и пройти путь еще раз по-новому.
    В случае с обычным способом создания инноваций, когда ошибки выявляются на стадии предложения продукту потруебителю – вы потеряете много времени и ресурсам, прежде чем поймете, что ошиблись.

    - Кем будет востребована методология дизайн-мышления? Каким специалистам она важна?
    Я считаю, что эту методологию надо изучать уже в школах, в старших классах. Это интересно, это вдохновение. Это лишает человека страха рождать что-то новое. Не каждый поднимет руку и скажет, я генератор идей. Приведу в пример себя. До знакомства с методологией, не смотря на то, что у меня был опыт работы в стартапе, я была твердо уверена, что я только вагончик, квалифицированный, упорный, но рождать идеи не умею. Дайте мне лидера, и я вместе с ним сверну горы. Когда я познакомилась с методологией дизайн-мышления, идеегенератор заработал на полную катушку, потому что я поняла, как это делать. Я не ищу их на улице. Я их создам сама, пройдя 6 шагов.

    - Какие вы можете дать рекомендации людям, которые хотели бы освоить методологию дизайн-мышления? Что почитать?
    Очень много информации есть в интернете. Но самое главное – нужно пробовать, пройти хотя бы один мастер-класс под руководством инструктора, а потом перенести знания и погрузиться в практику своего проекта.

    Сообщество SAP по дизайн-мышлению
    Школа дизайн-мышления в Хассо Платтнер Институт

    Тим Браун. Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей
    (Уважаемые читатели, после того, как вы ознакомитесь с этой книгой по приведенной ссылке, мы надеемся, что вы конечно приобритете ее в официальном виде :))

    Making Ideas Happen by Scott Belsky

    Похожие новости: