Open data против пробок и коррупции

В ходе научно-практической конференции «Открытые транспортные данные», состоявшейся 16 декабря в Университете ИТМО, обсуждали, как с помощью транспортных данных сделать нашу жизнь лучше.

The following two tabs change content below.
    Татьяна Чернова

    Татьяна Чернова

    18, декабря 2014

    Что могут дать открытые данные транспорту? Каким образом? Какие формы должны принять эти данные, чтобы стать действительно полезными людям? В фокусе научно-практической конференции «Открытые транспортные данные», состоявшейся 16 декабря в Университете ИТМО, несмотря на многообразие обсуждаемых аспектов, был поиск ответа на единственный вопрос: как с помощью транспортных данных сделать нашу жизнь лучше?

    Open Transport Data 281

    «Людям нужны данные для принятия решений, общей безопасности, выработки бизнес-идей и поиска инноваций, — доклад международного эксперта по открытым данным Джин Холм в каком-то смысле стал введением в тему конференции, гостья вводила слушателей в контекст проблемы, рассказывая, как используются данные в США, Китае, Англии и Швейцарии. Публикация открытых транспортных данных пользуется поддержкой американского президента, при нем была инициирована специальная поправка к Конституции, касающаяся big data, и все это делается для более тесного взаимодействия власти и общества. История становления американского сайта data.gov не была гладкой, однако, в результате всех усилий, появился ресурс со 135 тысячами пакетов данных, полезных как журналисту и студенту, так и налоговому эксперту и обычному обывателю. В Лондоне, например, существует около 500 приложений, помогающих лондонцам справляться с трудностями решения задачи передвижения по мегаполису. В конце своего выступления Джин призвала и россиян вливаться в этот поток открытых данных, добывать их, использовать и прославляться.

    Представители Всемирного банка в РФ Хуан Навас-Сабатер и Михаил Бунчук говорили о возможностях и стратегиях использования открытых данных в российской транспортной системе, их выступление было основано на материалах проведенного организацией исследования в Санкт-Петербурге. Признав присутствие какого-то движения в этом направлении в Санкт-Петербурге, Сабатер в то же время диагностировал и отсутствие информации по многим аспектам в этой сфере. В качестве основных характеристик городской транспортной системы назвал «заторы, увеличение продолжительности поездок, рост смертности на дорогах, стоимости проезда, ухудшение окружающей среды». Среди факторов, аккумулирующих такое положение вещей, исследователь считает отсутствие законодательной базы, плохое финансирование, ограничение дорожных инвестиций автомобилистами и др. «Однако, — подхватил тему координатор региональных программ Михаил Бунчук, — отрасль накапливает данные, и они могут лечь в основу новым технологиям, способным помочь решению этих проблем». Но предостерег от стремления и этот участок монополизировать государством: «Международный опыт показывает, что приложения эффективны, если они генерируются общественностью».

    Логичным продолжением стало выступление Татьяны Бабуриной, начальника отдела развития прикладных и интеграционных систем Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, рассказавшей о том, какие усилия в этом направлении предпринимаются со стороны города, представившей сайт http://data.gov.spb.ru и планы по его развитию. Сейчас сайт содержит 43 набора данных, представленных 23 исполнительными органами исполнительной власти, и объем информации сотрудники ее подразделения планируют наращивать. Кроме того, на сайте проводятся опросы, цель которых – выявить информационные потребности горожан.

    Open Transport Data 148

    Самуил Горелик, профессор кафедры управления государственными системами Университета ИТМО в своем выступлении определил главную цель открытых данных – борьбу с коррупцией. «Открытие данных, — считает эксперт, — может означать потерю потенциального источника дохода». Руководитель Лаборатории «Интеллектуальные методы обработки информации и семантические технологии» Университета ИТМО Дмитрий Муромцев и главный координатор Open Knowledge foundation — Russia Ирина Радченко рассказали о сервисах и стартапах, существующих в этой сфере, среди них – Global Open Data Index, Open Data Barometer, Datahub, Placr и пр.

    С 2017 по 2019 год в России ожидается сразу три глобальных спортивных мероприятия: Кубок конфедераций пройдет сразу в 4 российских городах, Чемпионат мира по футболу – в 11, а еще ожидается Зимняя универсиада в Москве. Стив Каддинс, аналитик школы городских трансформаций Университета ИТМО, координатор движения «Красивый Петербург», с помощью слайдов убедил слушателей, насколько целесообразным и перспективным он видит идею создания единой транспортной системы и единого электронного билета в этих городах, в частности, и на территории большой страны, в целом.

    Завершал выступления конференции директор фонда «Открытый город» Виталий Власов, который рассказал как с проектами и стартапами в сфере открытых транспортных данных обстоит в России. Движение civil hacking нашло свое отражение и в России, и если гражданских хакеров не воспринимать как злоумышленников, считает Виталий, то будет очевидно, что способствуя раскрытию данных, они делают информацию и процессы более открытыми, а значит, вносят свою лепту в укрепление общественной безопасности.

    Компас в социальных джунглях

    Транспорт – это не просто умозрительные данные, это сущность, связанная с обществом, его развитием, экологией, безработицей и т.д. Открываются безопасные стоянки для велосипедов и город становится чище, на новообразовавшихся пешеходных улицах расцветают искусства. В качестве примеров проектов в области open data руководитель «Открытого города» привел Public transport apps, E-transport, WikiRoutes, Yandex.probki и другие.

    Конференция «Открытые транспортные данные» (Open Transport Data) организована научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) совместно со Школой городских трансформаций Университета ИТМО при поддержке Министерства транспорта РФ.

    Похожие новости: