«Данные должны быть открытыми по умолчанию»

Иван Бегтин рассказывает о том, что может стимулировать дальнейшее раскрытие данных в России в условиях, когда международная повестка этому уже не способствует.

The following two tabs change content below.
    Татьяна Чернова

    Татьяна Чернова

    3, февраля 2015

    Генеральный директор Некоммерческого партнерства «Информационная культура», и руководитель множества проектов в области Открытого государства Иван Бегтин рассказывает о том, что может стимулировать дальнейшее раскрытие данных в России в условиях, когда международная повестка этому уже не способствует.

    Иван бегтин

    - Что вынуждает наши госструктуры размещать данные в интернете в открытом доступе, зачем это нужно нашему государству?

    Во-многом в свое время развитие открытых данных в России стимулировало необходимость и желание встроиться в глобальные процессы, быть полноценным участником мировых процессов. Однако с началом международных санкций и наших анти-санкций мировая повестка для наших чиновников перестала быть столь актуальной.

    Из G8, согласно Хартии которой наши госструктуры развивали открытые данные, мы вылетели. Поэтому, остается надежда на активность гражданского общества и требовательность бизнеса, на то, что они будут способствовать росту открытых данных в стране. К сожалению, мы видим, что запрос граждан на открытие данных крайне низкий. Наши сограждане плохо формулируют свои запросы в этой области, а организаторы и активисты гражданских обществ от государства стараются дистанцироваться.

    Гражданские активисты часто жалуются на плохое качество данных, их недостаток, или ненадлежащий формат. Однако, когда начинаешь выяснять, что они сделали для того, чтобы получить данные в нужном виде, оказывается, что ровным счетом ничего. Не так давно я общался с ребятами, исследовавшими НКО, они критиковали Минюст за данные, с которыми «неудобно работать». При этом они даже не попытались изменить ситуацию: ни обращались в Минюст, ни писали с Совет по открытым данным. Вообще ничего не делали.

    В то же время у нас есть осторожный, но требовательный бизнес, который заинтересован в получении этих данных, и хочет, чтобы они были в публичном пространстве. Этому есть объяснение, так как договариваясь приватно с каким-то чиновником, сталкиваешься с тем, что со временем по разным причинам стоимость этой информации только растет. Куда удобнее иметь их в открытом доступе, делая тот продукт, который нужен.

    Что касается международной повестки, инициировавшей эти процессы в России, то она постепенно закрывается. России не доверяют, мало кто верит не только в истинность этих данных, но даже в их существование.

    - Часто разработчики жалуются на плохое качество данных. Это осознанный шаг со стороны госслужащих?

    Сейчас практически в каждом российском городе есть портал, посвященный данным. Разные ведомства работают с ними по-разному, и результат у всех тоже разный. Случаев сознательного введения граждан в заблуждение не так уж много, зато часто можно встретить осознанную халатность. Но и здесь нужно быть осторожным в оценках.

    Во-первых, в этом Россия не уникальна, сбои везде случаются. Россия не в лидерах, но и не в аутсайдерах, многие европейские страны отстают от нас в рейтингах, не говоря уже об азиатских. Во-вторых, как ни странно, там где речь идет о открытии финансовых показателей, данных казначейства, Центрального банка, по торгам и госимуществу, бюджетных поступлений и расходов и т.д., то, что действительно представляет собой открытые данные – там работа идет неплохо, на должном уровне. Но есть множество бессмысленной ненужной работы, предписанной Минэкономразвитием выкладывать в публичный доступ, и эта деятельность к тому же должна осуществляться по жесткой методике в условиях нехватки людей и необходимого обучения, там хаос и возмущения рядовых сотрудников.

    • А если говорить об успехах в этом направлении?

    Успехи есть. Например, в Open budget index мы в топ-10, при этом Министерство финансов декларирует цель войти в пятерку самых открытых стран. Кстати, Минфин – одно из немногих ведомств, которые не только выкладывают качественные данные, но и активно взаимодействуют с экспертами на этом поле. Сейчас мы помогаем им с организацией конкурса BudgetApps для разработчиков и журналистов, обратная связь с которыми помогает Министерству улучшить работу с данными.

    Очень часто ведомства делают плохо свою работу, потому что не совсем понимают, зачем они ее делают. Задают вопросы: «А что вы будете делать с данными?». Хотя это не их дело, их дело выложить все, что может быть представлено в табличном или машинно-печатном виде. Возможно, со временем, количество перейдет в качество и наши госструктуры поймут, какие данные и в каком виде нужно выкладывать. Возможно, что более приемлемым окажется другой направление развития, когда ведомство тщательно изучает вопрос, консультируется со специалистами, опрашивает и анализирует ответы, и согласно полученному представлению действует, организовывая по ходу хакатоны и всячески стимулируя развития отрасли.

    Нужно помнить, что все зависит от нас. Прекрасно и то, что государство делает то, что делает. Для наших культурно-исторических обстоятельств это уже много. Нужно действовать самостоятельно. Работать с данными, собирать их, не взирая на то, есть или нет комитмент от государства. В любом случае, эта тема уже не закроется. Мы многое успели сделать к этому времени.

    Похожие новости: